В трейлере долгожданного сиквела Ридли Скотта к фильму «Гладиатор» (2000) новый гладиатор (в исполнении Пола Мескаля/Paul Mescal) вступает в бой в «величайшем когда-либо построенном Римом храме — Колизее».
Он сталкивается с морской битвой, безжалостным промоутером (Дензел Вашингтон/Denzel Washington) и мчащимся носорогом. Но насколько это действительно происходило во времена Римской империи? Как всегда, когда речь заходит о фильмах, основанных на прошлом, педантичные историки готовы оценить степень художественной свободы и исторической интерпретации. Не обошло это стороной и новую киноленту «Гладиатор II».
Сражались ли гладиаторы с носорогами?
Чего уж точно не происходило, так это того, что воин верхом на носороге (даже не сгенерированном компьютером) атаковал группу гладиаторов. Однако есть запись о носороге на открытии Колизея в 80 году до нашей эры. Он не сражался с людьми, а противостоял быку, медведю, буйволу, бизону, льву и двум волам. Другие редкие упоминания о носорогах в Риме касаются тех, которые содержались в зверинцах и были предметом восхищения как экзотические существа.
Этот римский интерес к экзотическим диким животным стал основой для первых представлений с животными, которые начались в 275 году до н.э. с выставки захваченных боевых слонов. Такие безкровные шоу с животными продолжались и в императорскую эпоху, но в 186 году до н.э. прошло первое организованное охотничье представление (venatio/венатио), в котором участвовали как львы, так и леопарды. К 169 году до н.э. охота на зверей стала официальной частью государственных фестивалей республиканского периода.
Позже, уже при императорах, сбор и транспортировка зверей, особенно необычных и экзотических, для выставления напоказ, но чаще всего для того, чтобы их убить, демонстрировали имперскую власть, территориальный контроль и обширность империи. Тысячи животных были привезены из Африки и других мест на римские арены для убоя ради развлечения, в свою очередь мясо мёртвых животных раздавалось зрителям (это было проще, чем самостоятельно пытаться избавиться от множества туш).
Сражались с животными не гладиаторы, а специально обученные охотники (венаторы), вооруженные копьями. Венатио также могло включать в себя бои между животными, как в случае с носорогом в Колизее, но чаще всего состязание состояло из быков против слона или медведя. Охота на животных в качестве развлечения для зрителей сохранялась дольше, чем бои гладиаторов, однако по мере уменьшения размеров империи и имперских средств все большее внимание стало уделяться одомашненным «диким» животным.
Проводились ли в Колизее морские сражения?
Более правдоподобно в историческом контексте выглядит показанная в фильме морская битва (naumachia/навмахия) в затопленном Колизее. Такие зрелища были дорогими в организации и проводились только по особым случаям.
Первое зафиксированное представление прошло для императора Августа в 2 году до н.э.. Оно проводилось на искусственном озере и включало 30 больших кораблей, на которых находились около 3 тысяч морских пехотинцев и неопределенное количество гребцов. Участники наумахии, обычно это были осужденные преступники или военнопленные, должны были убивать друг друга или тонуть, однако проявление боевых навыков и мужества могло принести им помилование.
Самая грандиозная морская битва была организована императором Клавдием на озере Фуцина, где участвовали 100 кораблей и около 19 тысяч морских пехотинцев и гребцов. На этом событии боевая команда, как сообщается, произнесла: «Слава императору, мы, идущие на смерть, приветствуем тебя», что ошибочно приписывается гладиаторам во многих фильмах, включая первый «Гладиатор».
Литературные источники (не всегда заслуживающие доверия, поскольку они часто были написаны намного позже предполагаемых событий) утверждают, что Колизей был затоплен для морского сражения во время его открытия. После некоторых дебатов историки сейчас признают, что инженерные механизмы были созданы для того, чтобы, по крайней мере, в первые дни своего существования, Колизей мог как вместить, так и провести навмахию.
Действительно ли «палец вниз» означал смерть гладиатора?
«Гладиатор II» также демонстрирует искаженное спортивное наследие жеста с поднятым пальцем, который предполагал пощаду для побежденного гладиатора, просящего милости, или жеста «палец вниз» от тех, кто желал ему смерти.
Арена была большой и шумной, и жесты часто использовались как средство общения. На самом деле, вместо того чтобы устно просить пощады, побежденный воин сам поднимал указательный палец правой руки или даже всю руку, что считалось признанием просьбы о пощаде.
Когда толпа решала, что боец должен умереть, они указывали на это с помощью жеста «pollice verso», что в переводе означает «повернутый палец», без указания направления. Машущая же рука с подобным жестом означала, что горло гладиатора должно быть перерезано победителем схватки. Те, кто желал спасти побежденного, но мужественного бойца, делали жест «pollice compresso» — прижатый палец, часто скрытый от глаз, чтобы не вызывать визуальной путаницы.
Гладиаторы были ценными активами. Промоутеры, которые платили гонорар (обычно 10-20% от их стоимости) за бой, не желали нести полную ответственность за стоимость актива в случае их смерти. Особенно когда по требованию толпы они могли иметь выбор в этом вопросе.
Во многих случаях событие организовывалось, чтобы завоевать расположение зрителей, поэтому идти против их желаний было бы контрпродуктивно. Однако вопрос о том, действительно ли окончательное решение принималось жестом «палец вверх» или «палец вниз», остается спорным. Появление этой идеи, похоже, связано с 1872 годом и популярностью картины французского художника Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme). На ней он изобразил весталок, демонстрирующих этот жуткий жест. И хотя картина называется «Pollice Verso», её обычно называют «картиной с большим пальцем вниз».