1
Share via
5 репостов, 1 голос

Глубоко в тропических лесах Танзании в 1972 году знаменитая стареющая матриарх шимпанзе по имени Фло (Flo) испустила свой последний вздох. Для её сына Флинта (Flint) это стало невыносимой потерей. Шимпанзе, который был необычайно привязан к своей матери, внезапно стал вялым, потерял аппетит и постепенно изолировался от остальной части стаи.

«Он ел редко, и к концу третьей недели потерял более трети своего веса», — писала ещё тогда молодая Джейн Гудолл (Jane Goodall): знаменитый приматолог, долгое время наблюдавшая за стаей.

Затем, через месяц после смерти его матери, умер и истощённый Флинт, рассказала Гудолл.

Скорбят ли животные?Изображение: John Giustina via Getty Images

Исследователи уже зафиксировали десятки подобных странных и душераздирающих поступков в животном мире, когда умирают родственники или партнёры животного. Такое поведение поднимает насущный вопрос: скорбят ли животные и оплакивают ли они своих умерших так же, как люди?

Ритуалы смерти

Не так давно этот вопрос можно было отбросить как ненаучный. Но всё больше и больше учёных изучают эту идею, и их работа попадает в широкую область исследований под названием «эволюционная танатология» — изучение смерти и связанных с ней ритуалов.

Всё чаще эта область включает исследования поведения, выходящего за рамки человеческого, например, случай с самкой шимпанзе (Pan troglodytes) в Замбии, которая тщательно чистила зубы своего недавно умершего приёмного сына травинкой, выполняя почти похоронный ритуал, согласно исследованию 2017 года, опубликованному в журнале Scientific Reports. Или рассказ о кенийском жирафе (Giraffa camelopardalis rothschildi), который дежурил над телом своего мёртвого детёныша даже после того, как его растерзали гиены.

Точно так же в 2018 году многие были потрясены историей о самке косатки (Orcinus orca) в море Селиш у побережья Канады и Вашингтона, которая провела 17 дней, неустанно толкая своего безжизненного детёныша, преодолев 1000 миль (1600 километров) с телом, прежде чем, наконец, его отпустить.

Такое поведение демонстрируют не только дикие животные, но и домашние: Стефания Уччедду (Stefania Uccheddu), ветеринар и научный сотрудник Ветеринарной клиники и лаборатории Сан-Марко в Италии, вспомнила произошедший несколько лет назад случай, когда к ней на лечение попала отказавшаяся от еды собака.

«Мои коллеги взяли образцы крови, проверили сердце — всё было в порядке. Не было никаких причин, которые могли бы объяснить, почему собака больше не ела, — сказала Уччедду в интервью Live Science. — Единственное, что выделялось, — его брат умер неделю назад.»

Это событие положило начало изучению Уччедду поведения собак, связанного со смертью, в результате которого было проведено первое исследование, в котором были задокументированы проявления поведения, похожего на скорбь, у этих животных, когда умирали их собратья-собаки, — они больше спали, а также меньше ели и играли.

Вернувшись в дикую природу, слоны демонстрируют некоторые из наиболее широко документированных и поразительных форм поведения, связанных со смертью. Известно, что африканские слоны (Loxodonta africana) носятся повсюду с челюстями своих умерших родственников и в течение длительного времени молча собираются над трупами, почти совершенно неподвижно опустив головы и свои тяжёлые хоботы на землю.

Азиатские слоны (Elephas maximus) демонстрируют такое же скорбное поведение. В 2013 году биолог и эксперт по слонам Санджита Покхарел (Sanjeeta Pokharel) на берегу реки в Индии, в месте, лишённом растительности, нашла мёртвого азиатского слона. Несмотря на это, тело таинственным образом было окружено «множеством ветвей, деревьев, листьев и всего остального».

«Это указывает на то, что их могли туда принести», — сказала в интервью Live Science Покхарел, работающая в Киотском университете (Япония), которая позже описала это событие в исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Primates.

Она также рассказала, что к месту происшествия подошли две самки и почти церемонно обошли тело. Чем-то данный ритуальный сценарий напомнил ей «похоронную церемонию, которая происходит в индуистской культуре, когда [люди] обходят умершего», — рассказала Покхарел. «Это именно так и выглядело».

В 2022 году она и её коллега-исследователь и по совместительству муж Начикет Шарма (Nachiketh Sharma), биолог и эксперт по слонам, также работающий в Киотском университете, в журнале Royal Society Open Science опубликовали исследование, в котором описали несколько видов поведения азиатских слонов, связанных со смертью, в том числе об одном редко наблюдаемом поведении самок, упрямо в течение нескольких дней таскающих своих мёртвых новорожденных на хоботах и бивнях.

«Много раз, [наблюдая за этим], мы также становились эмоциональными», — рассказала Покарел. В этом сценарии «как человек, вы можете ясно узреть какое-то горе. [Но] я не знаю, можем ли мы прямо сейчас назвать это проявлением скорби».

Она описала сложность, лежащую в основе таких исследований: учёным не хватает точных научных доказательств того, через что проходят эти животные, и поэтому существует риск очеловечивания животных, если исследователи назовут это «горем» («скорбью»). Но по той же причине, если исследователи не распознают вещи, которые нельзя измерить, рискуют ли они упустить из виду потенциальное богатство эмоций животных?

Как же тогда назвать то, когда находящийся в неволе дельфин, потерявший своего партнёра, опускается на дно бассейна, сидит там подолгу и всплывает на поверхность только для того, чтобы подышать? Или воющий звук, который издаёт морской лев, когда теряет своих детёнышей?

Расшифровка слова «горе»

Попытка определить это поведение открывает ящик Пандоры. Одна из школ мысли заключается в том, что для того, чтобы горевать, человек должен сначала понять концепцию смерти и свою связь с этой неизбежной силой — то, что трудно доказать на примере животных. (Хотя существует несколько убедительных примеров того, что животные действительно концептуализируют смерть.)

Однако осознание смерти может и не быть необходимым для того, чтобы человек почувствовал горе. Другой способ увидеть горе — это часть процесса попытки понять потерю, и поэтому его можно увидеть в том, как человек реагирует на безжизненный труп.

Верно и то, что такое поведение можно объяснить многими другими причинами: любопытством, замешательством, стрессом или страхом. Это особенно характерно для видов, у которых реакция на смерть немного более причудлива.

Возьмём в качестве примера ворон. Поведение, связанное со смертью, чаще всего регистрируется у социальных млекопитающих, которые образуют друг с другом прочные связи, но эти птицы являются заметным исключением с их знаменитыми «вороньими похоронами». Во время этих весьма шумных мероприятий вороны (Corvus brachyrhynchos) собираются вокруг тел своих мёртвых сородичей — каркают при осмотре трупов, а порой нападают и даже пытаются с ними спариваться. Некоторые исследователи предполагают, что смерть родственника может предоставить этим птицам на данном опыте возможность ознакомиться с понятиями риска и угрозы и узнать о своих уязвимых местах.

Скорбят ли животные?
Взрослый слон оплакивает умершего члена семьи в Национальном парке Серенгети в Танзании. Изображение: StuPorts via Getty Images

Между тем, по словам Шармы, было зафиксировано, что слоны хоронили своих умерших в грязи или прикрывали их ветками и листьями, что, скорее, может быть не столько символом скорби, сколько практической попыткой не дать трупу привлечь хищников. Точно так же слоны, собравшиеся вокруг трупа, хоть и кажутся пребывающими в трауре, в действительности, вполне возможно, просто обнюхивают и прикасаются к туше не для того, чтобы поразмышлять о своей утрате, а для того, чтобы просто понять причину смерти своего товарища.

«Мы не можем сказать, действительно ли слоны любопытны или же они на самом деле скорбят, — сказал Шарма. — Это расшифровать очень трудно.»

Как относиться к скорби животных

Даже у людей нет свода правил того, как выглядит горе; оно проявляется в большом и широком спектре поведений и эмоций. Так кто сказал, что любопытство, страх и обучение не являются этапами этого процесса и для животных?

Эти беспорядочные и противоречивые взгляды, возможно, и побудили антрополога Барбару Дж. Кинг (Barbara J. King) составить собственное определение животного горя. Выдающаяся учёная, написавшая книгу «How Animals Grieve» («Как горюют животные»), объяснила, что мы можем определить горе по изменению основных функций — от обычного режима питания, сна и общения — вызванных смертью. Кинг утверждает, что это вполне может расширить сеть состояния скорби, включив в неё десятки видов животных, которые испытывают эту эмоцию.

Некоторые исследователи поддерживают идею о том, что скорбь имеет важное значение для выживания, что также может подтвердить тот факт, что её проявление встречается и у животных тоже. Например, бабуины (Papio hamadryas ursinus), которые становятся вялыми после смерти родственника, получают более высокий уровень ухода со стороны других членов стаи, как показывают наблюдения.

«Вероятно, такое снижение активности — это способ сэкономить энергию, привлечь внимание ваших спутников и в то же время создать новую связь», чтобы заменить ту, которую животное потеряло, — говорит Уччедду.

Она отметила, что это похоже на наш человеческий мир, где сообщества собираются вместе, чтобы накормить и позаботиться о скорбящих людях после смерти.

Между тем, дополнительные данные могут в конечном итоге приблизить нас к пониманию того, что испытывает животное, когда умирает другое. Например, технологии распознавания лиц помогают исследователям отслеживать реакцию собак на жизненные события, пояснила Уччедду. Покхарел же добавила, что измерение потенциальных изменений ключевых гормонов, таких как окситоцин (который, как считается, играет роль в социальных связях), также может дать нам более точное представление о внутреннем состоянии животного после смерти партнёра.

Тем не менее, вопрос о скорби животных сталкивается с зияющей нехваткой исследований в области познания и эмоций животных, а также со сложными вопросами, на которые нужно будет ответить, если учёные когда-либо окончательно докажут, что животные чувствуют скорбь. Если исследователи не обнаружат способ поговорить с другими видами, вряд ли найдётся какой-либо способ объективно узнать, что они чувствуют. Как сказал Шарма, «только слон может сказать, что он скорбит».

Однако, возможно, главный вопрос должен заключаться не столько в том, существует ли животное горе, сколько в том, насколько сильным оно могло бы быть, если бы мы действовали так, как будто оно существует.

Предположение о том, что животные чувствуют привязанность к своим товарищам и испытывают скорбные эмоции, когда те умирают, может иметь огромные последствия для благосостояния. Это могло бы сделать нас более чувствительными к нашим питомцам и помочь нам лучше заботиться о животных в зоопарках. Это также могло бы побудить людей больше заботиться о влиянии человечества на планету — будь то браконьерство, разрушение среды обитания, загрязнение или изменение климата — и привести более веские аргументы в пользу её защиты, для видов, с которыми мы её разделяем.

«Когда мы говорим о сохранении природы, должны быть хоть какие-то эмоции», — сказала Похарел.

Что может быть лучше для достижения этой цели, чем верить в то, что наши собратья-животные тоже это чувствуют?

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

1
Share via
5 репостов, 1 голос

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо