Знаменитый Розеттский камень представляет собой плиту из чёрного гранита, на которой выгравированы три древних текста — два египетских и один греческий. В конечном итоге он помог исследователям расшифровать древнеегипетские иероглифы, значение которых веками ускользало от историков. Но почему древние писцы вообще нанесли на этот культовый камень три разных вида письма?

Причина, по которой на камне есть три надписи, в конечном итоге связана с наследием одного из генералов Александра Македонского. Греческий текст на камне связан с египетской династией Птолемеев, основанной Птолемеем I Сотером, грекоязычным македонским полководцем Александра. Александр завоевал Египет в 332 г. до н.э., а Птоломей I Сотер захватил власть в стране девять лет спустя после смерти Александра. (Клеопатра, умершая в 30 г. до н. э., была последней активной правительницей династии Птолемеев.)

Почему на Розеттском камне 3 вида письма?
Розеттский камень — один из самых важных объектов в истории. Изображение: Photos.com via Getty Images

Камень связан не с Птолемеем I Сотером, а с его потомком Птолемеем V Эпифаном, чьи священнослужители написали послание, написанное тремя разными скриптами, каждый из которых играл важную социальную роль во времена династии Птолемеев.

По данным Британского музея в Лондоне, французская военная экспедиция, участвовавшая в вторжении Наполеона в Египет, обнаружила Розеттский камень в 1799 году во время строительства форта в городе Рашид. Согласно Oxford University Press, Розетта — это Рашид на французском языке.

Однако камень не является чем-то целостным, это отломанная часть более крупной плиты. Но даже несмотря на то, что из-за его давно потерянной верхней части отсутствует большая часть иероглифов, на камне высечено одно и то же послание тремя разными видами письма — древнегреческим, египетскими иероглифами и египетским демотическим письмом — курсивное письмо, которое египтяне использовали между седьмым веком до н.э. и пятым веком нашей эры, согласно Britannica.

Египетское демотическое письмо использовалось для «современного языка, используемого в повседневной речи, а также в административных документах», — рассказал Live Science Фой Скальф (Foy Scalf), глава исследовательского архива и научный сотрудник Восточного института Чикагского университета. Напротив, «грамматика иероглифической секции имитирует среднеегипетский», фаза египетского языка, связанная с периодом Среднего царства Египта, который длился примерно с 2044 г. до н.э. до 1650 г. до н.э., объяснил он.

«В период Птолемеев среднеегипетский язык часто использовался для очень формальных надписей, поскольку египетские писцы считали его классической версией своего языка, подражание которому добавляло авторитетности тексту.»

Древнегреческий язык стал широко использоваться в Древнем Египте среди образованного класса во времена династии Птолемеев, и были учёные, которые всё ещё понимали его во время открытия Розеттского камня. Таким образом, камень помог исследователям расшифровать египетские иероглифы и демотическое письмо, которые, по данным Американского исследовательского центра в Египте, представляют собой два разных письма для одного языка. (Использование иероглифов начало исчезать после того, как римляне захватили Египет в 30 г. до н.э., а последний известный египетский иероглифический шрифт появился в четвёртом веке н.э., отмечает Britannica.)

Послание на Розеттском камне, вероятно, было написано советом священнослужителей в египетском городе Мемфис, древней столице примерно в 15,5 милях (25 км) к югу от Каира, согласно Britannica. Священники вырезали камень в 196 г. до н.э., на девятом году правления Птолемея V Эпифана (жил с 210 г. до н.э. по 180 г. до н.э.), который унаследовал трон в возрасте 5 лет и был официально коронован как правитель Египта в возрасте 13 лет.

Почему на Розеттском камне 3 вида письма?
На этой серебряной монете изображён Птолемей I Сотер, который основал династию Птолемеев в Египте и принёс с собой греческий язык. Изображение: DeAgostini via Getty Images

Надпись декрета (указа) на камнях, установленных по всему Египту, являлась образцом официального заявления.

«Подобные трехъязычные декреты издавались и раньше, например, Птолемеем IV Филопатором после битвы при Рафии в 217 г. до н.э., и Птолемеем III Эвергетом в Конопском декрете от 238 г. до н.э.», — сказал Скальф.

«Таким образом, хотя такой декрет не обязательно был стандартным делом, он следовал широко известному прецеденту.»

По словам Скальфа, контекст, в котором был написан декрет, проливает свет на то, почему он был написан тремя разными шрифтами. Когда священнослужители (жрецы) собрались в Мемфисе, чтобы вырезать камень, политическая ситуация в Египте была непростой.

«Птолемей V Епифан был совсем маленьким ребёнком, когда его отец Птолемей IV Филопатор умер в 204 г. до н.э., оставив Египетскую империю под управлением регентов, — подчеркнул Скальф. — Смена власти для королевской администрации произошла в неудачное время.»

Империя Селевкидов в Западной Азии, основанная македонским полководцем Селевком I Никатором в 312 г. до н.э. — воспользовалась вакуумом власти после смерти Птолемея IV Филопатора и вторглась в районы на западном побережье Средиземного моря, чтобы подорвать там контроль Птолемеев, отметил Скальф. В то же время Египет столкнулся с крупным восстанием местных групп, которое началось в конце правления Птолемея IV Филопатора.

Учитывая сложную политическую ситуацию, с которой столкнулся Птолемей V Епифан, собрание жрецов в Мемфисе для его коронации, вероятно, имело несколько значений.

«Мемфис был традиционной столицей империи фараонов, поэтому коронация здесь имела символическое значение для монарха и его двора, — сказал Скальф. — Собрание на коронацию в Мемфисе, вероятно, служило важной связью с прошлым, преднамеренным символом консолидированного правления Птолемея V Эпифана в Египте, а также согласием на желание египетского духовенства встретиться в их священном городе Мемфисе, а не в Александрии (столице Египта времен Птолемеев)», — отметил специалист.

В Розеттском камне перечислены некоторые достижения Птолемея V Епифана, такие как пожертвования храмам, снижение налогов и подавление части внутренних восстаний в Египте. В обмен на эти услуги Египту жрецы пообещали предпринять ряд действий в поддержку Птолемея V Эпифана, таких как строительство новых статуй, эстетическое улучшение его святынь и проведение праздников в честь его дня рождения и дня восшествия на престол, отмечает Britannica.

«Декрет помог ему напрячь свои влиятельные и пропагандистские мускулы, изобразив его как законного фараона, который сражается от имени египтян и которого поддерживает египетское духовенство», — сказал Скальф.

Среди наиболее важных результатов декрета «было установление ряда льгот для могущественного египетского духовенства в обмен на их поддержку молодого царя», — сказал Скальф.

«Эти благотворительные пожертвования демонстрируют переговоры о власти между правящим домом и другими заинтересованными сторонами, такими как духовенство, которое имело значительное влияние на общественное восприятие монарха.»

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо