Почему мы целуемся? Эволюционные корни этого действия могут скрываться в гипотезе «последнего поцелуя грумера».

Почему мы целуемся? Эволюционные корни этого действия могут скрываться в гипотезе «последнего поцелуя грумера».

1 мин


Мы все бывали в такой ситуации: вы на свидании, может быть, это ваша вторая или третья встреча, и все идёт хорошо. Наступает момент прощания, и напряжение начинает нарастать. Вы обмениваетесь взглядами, возможно, кто-то краснеет, и наконец один из вас решается – вы тыкаете пальцем в глаз другому, чтобы показать, как сильно он вам нравится. Ой, постойте, это делают капуцины!

Если вы читаете это, вероятно, вы человек, а значит, проявляете привязанность с помощью поцелуя, а не тыканьем пальцем в глаз, как это делают капуцины. Однако, как показывает этот пример, поцелуи — вовсе не универсальное поведение для всех приматов. Тогда откуда вообще взялось подобное поведение?

Почему мы целуемся? Эволюционные корни этого действия могут скрываться в гипотезе «последнего поцелуя грумера».
Имеет ли поцелуй эволюционную связь с груминговыми привычками из нашего далекого прошлого? Новое исследование предлагает гипотезу «последнего поцелуя грумера» как возможный корень этого поведения, но ситуация остается неопределенной. Изображение: Pexels/Lucas Fonseca

Поцелуи – это действие с установленными правилами. Существуют определённые время и место для них, а также глубоко укоренившиеся социокультурные нормы, которые диктуют, кто и как может целовать, в зависимости от культуры.

Например, у римлян существовало несколько типов поцелуев в зависимости от контекста: «оскулум» — поцелуй в щеку, означающий социальную и дружескую привязанность (но не романтическую); «басиум» — поцелуй в губы, выражающий близкие отношения между членами семьи или возлюбленными, но без сексуального подтекста; и «савиум» — поцелуй в губы, выражающий эротическое желание между партнёрами.

В современной Латинской Европе два поцелуя в щеки часто используются как приветствие между женщинами и людьми разного пола (хотя мужчины обычно обмениваются рукопожатием), но и тут существуют региональные вариации. В других случаях целование кольца, руки или даже ног является признаком уважения, особенно в церемониальных или религиозных контекстах. А ещё есть поцелуи, которые мы дарим в особых случаях, например, на свадьбе, в день рождения, в Новый год или под омелой.

Поцелуй – это универсальный способ выражения привязанности, близости и уважения, но ученые до сих пор не уверены, почему он стал так важен для нашего вида. Некоторые считают, что его корни уходят в заботу матери о младенце или в практику предварительного разжевывания пищи для кормления ребенка. Другие предполагают, что поцелуй может быть своеобразным «тестом на совместимость», позволяющим ощутить микрофлору потенциального партнёра и оценить его генетическое здоровье.

При поиске параллелей в животном мире нелегко найти поведение, которое соответствовало бы форме (выпячивание губ, всасывающее движение) и функции (установление связи между различными типами отношений) человеческих поцелуев. Некоторые животные, например, проявляют привязанность, прижимаясь друг к другу, но наиболее схожее с поцелуем поведение наблюдается у наших ближайших эволюционных родственников – шимпанзе и бонобо.

«Если такое поведение существует в репертуаре человекообразных обезьян, это может свидетельствовать о гомологии, рисуя предполагаемый эволюционный сценарий с несколькими пробелами в том, как, с кем и когда люди начали целовать так, как делают это сейчас», — объясняет Адриано Р. Ламейра (Adriano R. Lameira) из Университета Уорика в своём исследовании на эту тему.

Ламейра провел обширный анализ существующих гипотез, чтобы исследовать эволюционные корни поцелуев. Он отметил, что груминг является основным способом установления и поддержания социальных связей в социальной иерархии человекообразных обезьян.

Сравнение грумингового поведения у разных видов приматов и человеческих обществ, по мнению Ламейры, поддерживает идею, что поцелуй – символический жест, укрепляющий социальные и родственные связи. Другие приматы, не относящиеся к обезьянам, также проявляют социальные связи, но их поведение отличается от поцелуев, как показывает пример с капуцинами.

Согласно Ламейре, завершающий акт груминга у обезьян включает действие, похожее на поцелуй – с выпячиванием губ и легким сосательным движением, – которое удаляет мусор и паразитов. Этот эволюционный пережиток, называемый «гипотезой последнего поцелуя грумера», хорошо вписывается в форму, функции и контекст поцелуев современного человека.

«Согласно «гипотезе последнего поцелуя грумера», взаимные поцелуи в губы возникли в социальном контексте, когда предки обезьян одновременно ухаживали друг за другом, хотя такой тип груминга редок среди современных человекообразных обезьян по сравнению с односторонним грумингом», — пишет Ламейра.

«Поскольку губы и рот представляют одну из наиболее чувствительных к прикосновениям частей тела, поцелуй, вероятно, также сохранялся и развивался из-за его гедонистического эффекта.»

Исследование Ламейры открывает путь для дальнейшего изучения эволюционных корней поцелуев у обезьян, однако предположение о том, что это просто эволюционный остаток от наших предков, пока остаётся лишь гипотезой.

В 2015 году исследование, охватившее 168 культур, показало, что только 46% практикуют романтические поцелуи. Многие коренные охотничье-собирательские культуры не целуются, а некоторые даже считают это отвратительным. Это может указывать на то, что поцелуи – чисто культурное явление, не универсальное для человека, предположение, вызванное западным центристским взглядом. Если это так, поцелуи могут быть характерны только для некоторых культур и не иметь большего значения, чем пальцы капуцинов, бродящие по чужим глазам.

Статья была опубликована в журнале Evolutionary Anthropology.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

Включить уведомления Да Спасибо, не надо