Древние ацтеки, любившие человеческие жертвоприношения, войну и башни, сделанные из человеческих черепов, определённо знали, как можно весело провести время. А чтобы добавить ещё больше остроты, эти доколумбовые строители империй, возможно, сопровождали свои любимые занятия звуками свистков в форме черепов. Эти свистки издавали ужасающий «крик смерти», который пробирал до мурашек всех, кто его слышал.
Впервые исследователи проанализировали влияние этих устрашающих свистков на мозг современных слушателей, выяснив, что их звук приводит слуховую кору в состояние повышенной готовности.
«Участники наших экспериментов оценивали звуки свистков-черепов как крайне негативные, в основном описывая их как пугающие и отталкивающие. Эти звуки, вероятно, провоцируют срочные реакции и мешают текущим мыслительным процессам», — пишут авторы исследования.
Используя различные методы нейровизуализации, ученые установили, что субъективное восприятие связано с «очень специфической активностью мозга» в низкоуровневых областях слуховой коры, реагирующих на пугающие звуки.
Многочисленные примеры ацтекских свистков-черепов были найдены в захоронениях, датируемых периодом с 1250 по 1521 годы н.э.. Эти небольшие инструменты изготавливались из глины в форме человеческих черепов и были спроектированы так, чтобы столкновение воздушных потоков создавало «пронзительный, резкий звук, напоминающий крик».
Эти свистки, иногда называемые «свистками смерти», предположительно использовались в войнах для устрашения врагов на поле боя. Однако их частое обнаружение рядом с жертвами человеческих жертвоприношений породило теорию о том, что они имели также церемониальное назначение.
Например, некоторые эксперты полагают, что свистки смерти могли имитировать острые, как бритва, ветры Миктлана — подземного мира ацтеков, куда, как считалось, отправлялись жертвенные души. Другие считают, что эти звуки олицетворяли Эекатля, бога ветра, создавшего человечество из костей умерших.
Чтобы глубже понять, как могли использоваться эти свистки, авторы исследования провели серию психоакустических экспериментов с участием европейских добровольцев. Изучив нейронные и психологические реакции на звуки «крика смерти», ученые выяснили, что мозгу сложно классифицировать эти звуки, которые воспринимаются как имеющие «гибридное природно-искусственное происхождение».
«Кроме того, мы обнаружили, что свистящие звуки черепа получают специфическую расшифровку эмоционального значения в нейронной слуховой системе слушателей-людей, сопровождаемую слуховым восприятием высшего порядка и символическими оценками в лобно-островковых и теменных системах мозга», — пишут они.
Другими словами, пугающая двусмысленность предсмертного свиста, по-видимому, возбуждает воображение, поскольку мозг пытается определить символическое значение этого звука. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что «использование свистков в ритуальных контекстах представляется весьма вероятным, особенно в ритуалах жертвоприношения и церемониях, связанных с умершими».
Например, они предполагают, что “свистки в виде черепов могли использоваться для устрашения жертвоприношений или зрителей на церемониях”.
Исследование было опубликовано в журнале Communications Psychology.