В Перу выявлены 76 принесённых в жертву детей - все с разрезанной грудью.

В Перу выявлены 76 принесённых в жертву детей — все с разрезанной грудью.

1 мин


Археологи обнаружили в Перу 700-летний погребальный холм, содержащий останки принесенных в жертву 76 детей и двух взрослых. У всех жертв были вскрыты грудные клетки, что указывает на ритуальные практики древней цивилизации.

Эта находка — последняя в серии жертвенных мест, найденных на территории Пампа-ла-Крус, неподалеку от прибрежного города Трухильо на северо-западе Перу. Все жертвенные захоронения связаны с цивилизацией Чиму — крупной культурой, процветавшей в регионе с XII по XV век. Чиму предшествовали инкам и известны своими произведениями искусства и текстильными изделиями.

В Перу выявлены 76 принесённых в жертву детей - все с разрезанной грудью.
Место жертвоприношения 76 детей и двух женщин — последняя находка в Пампа-ла-Крус, археологическом памятнике в Перу. Изображение: Gabriel Prieto, Huanchaco Archaeological Program

Дети были похоронены обнаженными, а их одежда находилась рядом с ними. Грудные клетки были вскрыты от ключицы до грудины, а ребра — раскрыты, возможно, для доступа к сердцу. Предыдущие исследования других захоронений в Пампа-ла-Крус, включая открытие 76 детей в 2022 году, предполагали, что такие действия могли быть частью жертвоприношения.

В погребальном холме, размеры которого составляют 60 на 20 метров, исследователи также нашли серебряные и медные квадраты, которые могли быть пришиты к одежде детей, а также украшения для ушей и раковины моллюска Spondylus.

«Эти раковины были для этих людей ценнее золота», — отметил Габриэль Прието (Gabriel Prieto), доцент антропологии Университета Флориды, возглавляющий раскопки на Пампа-ла-Крус.

Они могли быть добыты только севернее — в то время на территории Ламбайеке, цивилизации, известной своим мастерством обработки металла.

Присутствие раковин Spondylus стало первой подсказкой о возможной связи этого погребального холма с культурой Ламбайеке. На основе дальнейшего анализа останков 76 жертв, найденных в 2022 году на этом же месте, исследователи выяснили, что у всех жертв была проведена краниальная модификация — удлинение черепа, когда мягкий череп младенца деформировали с помощью дощечек или обмоток. Такая практика была распространена у чиму, но с менее выраженными изменениями, как пояснил Прието в интервью Live Science. Более интенсивная модификация черепов указывает на то, что жертвы могли быть родом из Ламбайеке.

В Перу выявлены 76 принесённых в жертву детей - все с разрезанной грудью.
Раковины Spondylus были ценными для Чиму. Изображение: Gabriel Prieto, Huanchaco Archaeological Program

Комбинация краниальной модификации и находок раковин побудила исследователей более тщательно изучить происхождение жертв. Команда провела изотопный анализ останков детей, так как изотопы, попавшие в организм из воды и пищи, могут указать на места, где жертвы жили до момента жертвоприношения. Исследования жертв, найденных в 2022 году, показали, что их рацион соответствовал региону Ламбайеке.

По словам Прието, дети и их семьи могли быть завоеваны чиму и привезены в Пампа-ла-Крус для строительства ирригационных систем. Чиму расширяли сельское хозяйство на территории с недостаточно плодородными почвами и нуждались в сложных системах орошения, чтобы выращивать пищу в районе Пампа-ла-Крус. Когда эти каналы были завершены, детей, вероятно, принесли в жертву, чтобы религиозно укрепить землю.

«Погребение детей в этом холме, возможно, было жертвоприношением, призванным придать силу полям, — объяснил Прието. — В андской космологии умершие становятся предками, а предки легитимизируют права на землю, поддерживают и оправдывают системы, которые обеспечивают плодородие земли.»

Тот факт, что дети, скорее всего, не принадлежали к народу Чиму, мог придать особое значение этому обряду для укрепления плодородности земель, добавил Прието.

Это первое раскопанное место, где найдены свидетельства жертвоприношений детей, не принадлежащих к местному населению. Однако, как отметил биологический антрополог Джон Верано (John Verano) из Университета Тулейн и участник раскопок, «это не просто местные жители, которые приносят в жертву своих детей». По его словам, «похоже, что жертвоприношения контролировались центральным правительством» цивилизации чиму.

Исследователи намерены проверить эту гипотезу, расширив раскопки в столице Чиму, городе Чан-Чан. Работы в Пампа-ла-Крус также будут продолжены.

«Это открывает множество возможностей для изучения культуры Чиму, выходя за рамки представлений о жертвоприношениях», — отметил Прието.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

Включить уведомления Да Спасибо, не надо