Раса и этническая принадлежность — это оба термина, описывающие человеческую идентичность, но по-разному, хотя и взаимосвязанно. Идентичность может вызвать в памяти вопросы цвета кожи, национальности, языка, религии, культурных традиций или происхождения семьи. И раса, и этническая принадлежность охватывают многие из этих дескрипторов.
Изображение: ViewApart via Getty Images
Другими словами, раса часто воспринимается как неотъемлемая часть нашей биологии и, следовательно, передаётся по наследству из поколения в поколение. Этническая принадлежность, с другой стороны, обычно понимается как нечто, что мы приобретаем или приписываем себе, основываясь на таких факторах, как место нашего проживания или культура, которую мы разделяем с другими.
Но как только мы изложим эти определения, мы разрушим сам фундамент, на котором они построены. Это потому, что вопрос расы и этнической принадлежности на самом деле обнажает серьёзные и постоянные недостатки в том, как мы определяем эти две черты, недостатки, которые — особенно когда речь идёт о расе — оказали огромное социальное влияние на историю человечества.
Что такое раса?
Изображение: Hill Street Studios via Getty Images
Идея «расы» возникла у антропологов и философов в 18 веке, которые использовали географические регионы и фенотипические черты, такие как цвет кожи, чтобы поместить людей в разные расовые группы, согласно Britannica. Это не только усилило представление о том, что существуют отдельные расовые «типы», но и подкрепило идею о том, что эти различия имеют биологическую основу.
Этот ошибочный принцип заложил основу для веры в превосходство одних рас над другими, которую белые европейцы использовали для оправдания работорговли и колониализма, укрепляя глобальный дисбаланс сил, как сообщает заслуженный профессор Кейптаунского университета Тим Кроу (Tim Crowe) в The Conversation.
Последствия этой истории преобладают сегодня — даже в нынешних определениях расы, где всё ещё существует базовое предположение о том, что физические характеристики, такие как цвет кожи или структура волос, имеют биологические, генетические основы, которые полностью уникальны для разных расовых групп, согласно Stanford. Тем не менее, научной основы для этой предпосылки просто нет.
Изображение: JGI/Jamie Grill via Getty Images
Иными словами, если сравнивать геномы людей из разных уголков мира, то не существует генетических вариантов, встречающихся у всех представителей одной расовой группы, но не встречающихся у представителей другой. Этот вывод был сделан во многих различных исследованиях. Европейцы и азиаты, например, имеют почти одинаковый набор генетических вариаций. Как ранее описала Яблонски, изобретённые нами расовые группы на самом деле генетически больше похожи друг на друга, чем различны — это означает, что нет способа окончательно разделить людей на расы в соответствии с их биологией.
Об этом свидетельствует собственная работа Яблонски о цвете кожи, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в 2010 году.
Она имеет в виду, что в качестве инструмента для разделения людей на отдельные расовые категории цвет кожи, который эволюционировал в спектре, включает в себя так много вариаций в разных «группах» цвета кожи, что это в принципе бесполезно, сказала она во время выступления на TED Talk в 2009 году.
Мы обычно идентифицируем расу друг друга как «чёрную», «белую» или «азиатскую» на основе визуальных сигналов. Но самое главное, это те ценности, которые люди решили приписать друг другу или самим себе. Проблема возникает, когда мы смешиваем эту социальную привычку с научной истиной, потому что в геномах людей нет ничего, что можно было бы использовать для разделения их по таким чётким расовым признакам.
Короче говоря, различия во внешности человека не приравниваются к генетическим различиям.
Что такое этническая принадлежность?
Изображение: SIMON WOHLFAHRT/AFP via Getty Images
Это также обнажает основное различие между расой и этнической принадлежностью: в то время как раса приписывается людям на основе физических черт, этническая принадлежность чаще выбирается самим человеком. И поскольку она охватывает всё, от языка до национальности, культуры и религии, она может позволить людям принять несколько идентичностей. Например, кто-то может идентифицировать себя как американца азиатского происхождения, британского сомалийца или еврея-ашкенази, опираясь на различные аспекты приписываемой им расовой идентичности, культуры, происхождения и религии.
Этническая принадлежность использовалась для угнетения различных групп, как это произошло во время Холокоста или в рамках межэтнического конфликта во время геноцида в Руанде, когда этническая принадлежность использовалась для оправдания массовых убийств. Тем не менее, этническая принадлежность и этнические группы также могут быть благом для людей, которые чувствуют, что они изолированы от той или иной расовой группы, потому что это даёт определённую свободу действий, сказала Ифеквунигве.
(Тем не менее, людям также может быть трудно заявить о своей множественной идентичности, например, в случае мультирасовой принадлежности, которая часто официально не признаётся.)
Этническая принадлежность и раса также неразрывно связаны — не только потому, что приписываемая кому-то раса может быть частью выбранной им этнической принадлежности, но и из-за других социальных факторов.
По её словам, даже при выборе этнической принадлежности «раса всегда скрывается на заднем плане».
Такого рода проблемы объясняют растущее стремление признать расу, как и этническую принадлежность, в качестве культурной и социальной конструкции, согласно RACE Project.
Однако на самом деле всё не так просто.
Влияние расы и этнической принадлежности
Изображение: Mireya Acierto via Getty Images
Раса и этническая принадлежность могут быть в значительной степени абстрактными понятиями, но это не отменяет их подлинного, реального влияния. Эти конструкции обладают «огромной силой с точки зрения того, как работает общество», — отмечает Ифеквунигве. Определение людей по расовому признаку, в частности, укоренилось в том, как устроены общества, как они функционируют и как они понимают своих граждан: например, Бюро переписи населения США официально признаёт 5 различных расовых групп.
Наследие расовых категорий также сформировало общество таким образом, что это привело к совершенно разным социально-экономическим реалиям для разных групп. Это отражается, например, в более высоком уровне бедности для групп меньшинств, ограниченном доступе к образованию и здравоохранению, а также в большей подверженности преступности, экологической несправедливости и других социальных бедах. Более того, расовая принадлежность по-прежнему используется некоторыми в качестве мотива для продолжающейся дискриминации в отношении других групп, которые считаются «низшими», поясняет Southern Poverty Law Center.
Одним из реальных примеров неравенства в области здравоохранения являются Соединённые Штаты, где данные показывают, что вероятность смерти афроамериканских женщин при родах более чем в два раза выше, чем у белых женщин, сообщило Бюро переписи населения.
Восприятие расы влияет даже на то, как мы конструируем нашу собственную идентичность, хотя это не всегда плохо. Чувство расовой идентичности в группах меньшинств может способствовать гордости, взаимной поддержке и осведомлённости. Даже в политическом плане использование расы для измерения уровня неравенства среди населения может быть информативным, помогая определить, какие группы нуждаются в большей поддержке из-за социально-экономической ситуации, в которой они находятся. Как поясняется на веб-сайте Бюро переписи населения США, наличие данных о расовой принадлежности людей, о которых они сами сообщают, «имеет решающее значение для принятия политических решений, особенно в отношении гражданских прав».
Всё это рисует сложную картину, которая может заставить нас задуматься о том, как нам следует относиться к идее расы и этнической принадлежности. Простых ответов нет, но ясно одно: хотя и то, и другое преподносится как способ понять человеческое разнообразие, на самом деле они также обладают властью как агенты разделения, которые не отражают никаких научных истин.
Наука действительно показывает нам, что во всех категориях, которые люди создают для себя, у нас больше общего, чем нет. Реальная задача на будущее будет заключаться в том, чтобы увидеть это, а не только наши «различия».