На одной из фресок Сикстинской капеллы, посвященной потопу Ноя, изображена женщина с одной здоровой грудью и одной, на которой видны признаки заболевания. Судебный патолог совместно с врачами и искусствоведами попытался поставить диагноз этой вымышленной фигуре — спустя пять столетий после создания одного из самых почитаемых произведений искусства. И хотя современная медицина появилась слишком поздно, чтобы помочь тем, кого Микеланджело мог видеть с этим заболеванием, возможно, такое открытие вдохновит зрителей пойти и провериться на наличие возможных симптомов.
В 16 веке высоко ценилось умение точно изображать человеческое тело, и это касалось не только идеализированных образов, таких как знаменитый «Давид» Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). На фресках Сикстинской капеллы изображены люди на разных этапах жизни, в том числе с признаками заболеваний.
Отличия между двумя грудями одной из женщин на переднем плане фрески «Потоп» в Сикстинской капелле настолько выражены, что явно были задуманы художником, даже если бы это была работа менее известного мастера. Профессор Андреас Нерлих (Andreas Nerlich) из Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана, в рамках новой дисциплины под названием иконодиагностика, попытался определить заболевание, поразившее правую грудь этой несчастной женщины.
«Потоп» стал одной из первых библейских фресок, написанных Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Пока ковчег Ноя плывет на заднем плане, обреченное человечество спасается от поднимающихся вод. И хотя эта сцена не стала столь же известной, как «Сотворение Адама», она остаётся важной частью одного из самых известных произведений искусства в мире.
Среди множества преимущественно обнаженных фигур многие могли и не заметить отдельную деталь, но в ренессансной живописи обычно всё имело свой смысл. Например, голубой платок на голове женщины указывал современникам, что она была замужем, а форма её здоровой левой груди намекала на то, что она кормила ребенка. Вряд ли вид правой груди был просто художественным капризом.
Нерлих и его соавторы предполагают, что два видимых узла в верхней части груди представляют собой увеличенные лимфоузлы, а втянутая кожа вокруг ареола также свидетельствует о заболевании. Однако небольшое изменение цвета на одной стороне груди, по их мнению, — это скорее художественный эффект, чем симптом.
Европа эпохи Возрождения была подвержена множеству заболеваний, которые сейчас в развитых странах практически исчезли, например, туберкулезу. Исследователи отмечают, что изображение напоминает узловатую форму туберкулезного мастита, однако считают это маловероятным, поскольку такая форма заболевания была редкой даже тогда, а другие гипотезы не соответствуют возрасту женщины и плачущего ребенка на фреске.
Таким образом, они считают, что наиболее вероятной причиной видимых симптомов на груди могла быть карцинома.
Другой художник мог бы просто воспроизвести грудь натурщицы, но авторы исследования отмечают: «Микеланджело не прибегал к живым моделям (ни мужским, ни женским), изображая сцены из Книги Бытия. В этой сцене нет реалистичных портретов». С другой стороны, он в возрасте 17 лет, изучая анатомию, участвовал во вскрытиях, и увиденные им болезни оказали на него серьёзное влияние. В соответствии с представлениями Средневековья, грешников в искусстве изображали с признаками болезней, уродствами или искажёнными выражениями лиц.
Некоторые фигуры на фреске «Потоп» считаются символами семи смертных грехов, однако неизвестно точно, принадлежит ли к их числу женщина с больной грудью, возможно, символизируя похоть.
Несмотря на мнение некоторых людей, что рак — это исключительно следствие современного образа жизни, это заболевание существует с древности, по крайней мере с триасового периода, хотя раньше оно редко становилось причиной смерти по сравнению с инфекциями.
И хотя рак груди чаще встречается у женщин более старшего возраста, чем женщина на фреске, мутация гена BRCA1 может провоцировать его в более молодом возрасте. Установлено, что ген BRCA1 появился в регионе Тоскана, где родился Микеланджело, около 1300 лет до создания фрески.
Четырнадцать лет спустя Микеланджело, возможно, снова изобразил рак груди в своей скульптуре «Ночь», но авторы исследования считают, что здесь символика была другой и отражала «судьбу, а не наказание».
Исследование было опубликовано в журнале The Breast.