Татуировки на пояснице могут показаться причудой начала 21-го века, популяризированной знаменитостями в джинсах с низкой посадкой, но новые археологические находки египетских мумий показывают, что этой практике на самом деле более трёх тысячелетий.
На месте Нового царства Дейр-эль-Медина (1550–1070 гг. до н.э.) исследователи Энн Остин (Anne Austin) и Мари-Лис Арнетт (Marie-Lys Arnette) обнаружили, что татуировки на древнем теле и татуированные фигурки из этого места, вероятно, связаны с древнеегипетским богом Бесом, который защищал женщин и детей, особенно во время родов. Они опубликовали свои выводы в прошлом месяце в Journal of Egyptian Archaeology.
Дейр-эль-Медина находится на западном берегу Нила, напротив такого знаменитого места археологических раскопок как Луксор. Начиная с 1922 года, примерно в то же время, когда была найдена гробница Тутанхамона, в этом месте французская группа учёных проводила свои раскопки. Известное в период Нового царства как Сет-Маат («Место истины»), это было спланированное сообщество, большой район с прямоугольными улицами с сеткой и жильём для рабочих, ответственных за строительство гробниц для египетских правителей. В то время как мужчины уходили на несколько дней, чтобы работать над гробницами, женщины и дети жили в деревне Дейр-эль-Медина. Важной особенностью этого места является так называемая Великая яма, древняя свалка, полная платёжек, квитанций и писем на папирусе, которые помогли археологам лучше понять жизнь простых людей.
Но в Великой яме ничего не упоминается о практике нанесения татуировок, поэтому обнаружение по крайней мере 6 татуированных женщин в Дейр-эль-Медине стало неожиданностью.
«Доказательства существования татуировок могут быть редкими и трудными, потому что вам нужно найти сохранившуюся и обнажённую кожу, — говорит ведущий автор исследования Энн Остин, биоархеолог из Университета Миссури-Сент-Луис. — Поскольку мы никогда не стали бы разворачивать мумифицированных людей, наши единственные шансы найти татуировки — если бы расхитители оставили кожу открытой, и она всё ещё могла присутствовать, чтобы мы могли её наблюдать спустя тысячелетия после смерти человека.»
Новые доказательства, которые обнаружила Остин, были получены из двух гробниц, которые она и её команда исследовали в 2019 году. Среди человеческих останков из одной гробницы была левая бедренная кость женщины средних лет. На сохранившейся коже были видны узоры тёмно-чёрного цвета, образующие изображение, которое, если бы оно было симметричным, проходило бы вдоль нижней части спины женщины. Чуть левее горизонтальных линий татуировки изображены Бес и чаша — образы, связанные с ритуальным очищением в течение нескольких недель после родов.
Вторая татуировка принадлежит женщине средних лет, обнаруженной в соседней гробнице. При этом инфракрасная фотография выявила татуировку, которую трудно увидеть невооружённым глазом. Реконструкция этой татуировки демонстрирует уаджет, или Глаз Гора, и возможное изображение Беса в короне с перьями; оба изображения предполагают, что эта татуировка была связана с защитой и исцелением. По словам Остин, зигзагообразная линия может представлять собой болото, которое в древних медицинских текстах ассоциировалось с охлаждающими водами, используемыми для облегчения боли при менструации или родах.
Кроме того, соавтором исследования Мари-Лис Арнетт, египтологом из Университета Джона Хопкинса в Балтиморетри были повторно исследованы глиняные фигурки, изображающие женские тела, которые были найдены в Дейр-эль-Медине несколько десятилетий назад. Специалист предположила, что на них также видны татуировки на нижней части спины и верхней части бедра, на которых изображён Бес.
В своей статье исследователи пришли к выводу, что «при сопоставлении с артефактами и текстами Нового царства эти татуировки и изображения татуировок были бы визуально связаны с образами, относящимися к женщинам как к сексуальным партнёрам, беременным, акушеркам и матерям, участвующим в послеродовых ритуалах, используемых для защиты матери и ребёнка».
Соня Закржевски (Sonia Zakrzewski), биоархеолог из Университета Саутгемптона в Великобритании, которая не участвовала в текущем исследовании, сообщила Live Science в электронном письме, что «недавно описанные татуировки чрезвычайно сложны по сравнению с более ранними египетскими татуировками», и что «изображения беременных женщин крайне редки в египетском искусстве». Поскольку рождение детей и плодородие почвы были связаны в египетском мышлении, Закжевски предположила, что «эти татуировки запечатлевают защитные изображения, в том числе богов, на их теле, словно у человека есть свой собственный портативный магический амулет».
По словам Остин, татуировки в Дейр-эль-Медине даже более распространены, чем предполагалось, хотя неизвестно, насколько широко они могли быть распространены в других частях Египта в тот период.
«Я надеюсь, что больше учёных смогут найти доказательства татуировок, чтобы мы могли увидеть, является ли то, что происходило в этой деревне, чем-то уникальным или частью более широкой традиции древнего Египта, которую мы просто ещё не обнаружили», — сказала она.