Археологи в Гватемале обнаружили самые древние свидетельства существования календаря майя: два фрагмента фрески, которые, будучи сложены вместе, показывают обозначение, известное как «7 оленей», говорится в новом исследовании.

Согласно радиоуглеродному датированию, проведённому группой исследователей, два фрагмента «7 оленей» датируются периодом между 300 и 200 годами до нашей эры. Этот ранний период указывает на то, что данный календарь предсказаний майя, который также использовался другими доколумбовыми культурами Мезоамерики, такими как ацтеки, непрерывно использовался в течение по крайней мере 2300 лет, мало того, современные майя соблюдают его и сегодня, отмечают исследователи. (Примечательно то, что это не Мезоамериканский календарь длинного счёта, который некоторые люди использовали, предполагая, что конец света наступит в 2012 году.)

В древнем храме обнаружены самые ранние свидетельства гадательного календаря майя.
Два фрагмента фрески «7 оленей» и частичным иероглифическим текстом, в общей сложности во время археологических раскопок было обнаружено 249 фрагментов раскрашенной штукатурки и раскрашенных каменных блоков. Изображение: Karl Taube, courtesy of the Proyecto Regional Arqueológico San Bartolo-Xultun

«Это единственный календарь, который пережил все завоевания и гражданскую войну в Гватемале», последняя из которых велась с 1960 по 1996 год, пишет первый автор исследования Давид Стюарт (David Stuart), профессор мезоамериканского искусства и письменности в Техасском университете в Остине. «Современные майя во многих общинах сохранили его как способ связи со своими представлениями о судьбе и о том, как люди относятся к окружающему миру. Это не возрождение. На самом деле это сохранение календаря.»

Исследователи нашли фрагменты настенной росписи на месте археологических раскопок Сан-Бартоло, к северо-востоку от древнего города майя Тикаль. Стюарт был частью команды, которая открыла Сан-Бартоло в 2001 году. «Он находится в отдалённых джунглях северной Гватемалы» и известен своими фресками майя, датируемыми поздним доклассическим периодом (400 г. до н.э. — 200 г. н.э.), сказал он.

В древнем храме обнаружены самые ранние свидетельства гадательного календаря майя.
Реконструкция Сан-Бартоло на этапе создания фрагментов фрески с изображением «7 оленей». Изображение: Drawing by Heather Hurst. Photograph by Karl Taube, courtesy of the Proyecto Regional Arqueológico San Bartolo-Xultun

Фрески в Сан-Бартоло находятся в огромном комплексе, известном как Лас-Пинтурас, который майя строили на протяжении сотен лет. Время от времени майя возводили над старым комплексом более крупные и впечатляющие сооружения. В результате Лас-Пинтурас получился многослойным, как луковица. По словам Стюарта, если археологи проложат туннель в его внутренние слои, они смогут найти более ранние сооружения и фрески.

В слое, где были обнаружены фрагменты фрески, исследователи собрали древний органический материал, такой как древесный уголь. С помощью радиоуглеродного датирования этих фрагментов они смогли определить, когда были созданы фрески.

Однако эти фрески не были цельными. Всего команда обнаружила около 7 тысяч фрагментов различных росписей. Из этой колоссальной коллекции команда с помощью радиоуглеродного датирования проанализировала 11 фрагментов стен, обнаруженных между 2002 и 2012 годами. К ним относятся две части, которые сформировали обозначение «7 оленей», которое включает в себя глиф, или изображение оленя под символом майя, обозначающим число семь (горизонтальная линия с двумя точками над ней).

Четыре календаря майя

У майя было четыре календаря, поскольку «они очень интересовались хронометражем, — говорит Стюарт. — У них были очень сложные и элегантные способы отслеживания времени».

Одним из них является священный календарь предсказаний, или «цолькин», из которого происходит это обозначение «7 оленей». В этом календаре 260 дней, состоящих из комбинации 13 чисел и 20 дней, которые имеют разные знаки (например, олень).

Однако 260 дней не могут составлять год. Скорее, это цикл, аналогичный семидневной неделе. Обозначение «7 оленей» не даёт вам даты; оно не сообщает вам время года или год, когда что-то произошло.

«Это всё равно, что сказать, что Наполеон вторгся в Россию в среду», — сказал Live Science Марчелло Кануто (Marcello Canuto), директор Среднеамериканского исследовательского института в Университете Тьюлейна, не участвовавший в исследовании.

По словам Стюарта, сегодня 260-дневный цикл цолькинского календаря используется для прорицаний и ведения церемониальных записей.

«Сегодня в Гватемале есть так называемые хранители дат, — сказал Стюарт. — Если бы вы сказали, что сегодня 7 оленей, они сказали бы: «О да, 7 оленей, это означает то-то, то-то и то-то.»

В древнем храме обнаружены самые ранние свидетельства гадательного календаря майя.
Иллюстрация, показывающая детали знака дня из семи оленей, найденного в Сан-Бартоло, Гватемала. Изображение: David Stuart

Другими календарями майя являются хааб, солнечный календарь, который длится 365 дней, но не учитывает високосный год; лунный календарь; и Мезоамериканский календарь длинного счета, который отслеживает основные временные циклы и вызвал много шума, когда некоторые люди (ошибочно) посчитали, что он предсказывает конец света, который должен был наступить в 2012 году.

«[Я помню] всю эту чепуху о конце цикла в 2012 году, — говорит Стюарт. — Все говорили: «Это конец календаря». Но нет, они не понимали, что после этого будет ещё один цикл.»

Существуют и другие календарные обозначения, которые могут быть старше недавно описанной находки с семью оленями, но датировать эти артефакты сложно, потому что они были высечены в камне (который не содержит радиоактивного углерода, который можно датировать). Более того, эти резные камни, возможно, перемещали, а это означает, что дата на этом месте может не отражать дату этих календарей, отметил Стюарт. Например, согласно нескольким исследованиям, предполагаемый календарь цолькин, найденный в долине Оахака в Мексике, имеет даты от 700 г. до н.э. до 100 г. до н.э..

Если принять во внимание эти четыре типа календарей, это обозначение «7 оленей» является «самым ранним свидетельством любого календаря майя, возможно [самым ранним надежно датированным свидетельством где-либо в Мезоамерике», — сказал Стюарт.

Удивительный олень

Археологи были удивлены, обнаружив глиф оленя. По словам Стюарта, более поздние цолькинские обозначения майя почти всегда представляют собой слово, обозначающее оленя, а не отображают глиф животного. По сути, эти фрагменты могут свидетельствовать о ранней стадии письменности майя, сказал он.

«В статье мы немного размышляем о том, что это может быть ранняя фаза письменности, когда они ещё не совсем установили нормы, к которым мы привыкли», — сказал Стюарт.

Он добавил, что пока неясно, где конкретно в Мезоамерике зародилась эта календарная система.

Эти две линии доказательств помогают связать все воедино, отметил Кануто.

«Текст, похоже, наводит на мысль о чем-то действительно архаичном, а затем радиоуглерод и контекст датировки, похоже, подтверждают это», — сказал он.

Исследование проведено «тщательно», сказал Live Science в электронном письме Уолтер Уитчи (Walter Witschey), бывший профессор-исследователь антропологии и географии в Университете Лонгвуда в Вирджинии и научный сотрудник Среднеамериканского исследовательского института. Находка является «свидетельством существования самых ранних известных календарных обозначений из региона майя», — сказал он.

Добавим, что это исследование было опубликовано онлайн в журнале Science Advances в среду (13 апреля).

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо