Человеческий инстинкт заключается в том, чтобы избегать страданий и стараться сделать жизнь максимально комфортной и лёгкой. Но, как это ни парадоксально, большое количество исследований показало, что страдания и травмы могут иметь положительные долгосрочные последствия.

Например, многие люди, пережившие сильную травму, становятся глубже и сильнее, чем были раньше. Они могут даже претерпеть внезапную и радикальную трансформацию, которая сделает их жизнь более значимой и полноценной.

Действительно, исследования показывают, что от половины до одной трети всех людей испытывают значительное личностное развитие после травматических событий, таких как тяжёлая утрата, серьёзная болезнь, несчастные случаи или развод. Со временем они могут ощутить новое чувство внутренней силы, уверенности и благодарности за жизнь и других людей.

Они могут развивать более близкие и подлинные отношения и иметь более широкую перспективу, с чётким пониманием того, что важно в жизни, а что нет. В психологии это называется «посттравматическим ростом».

Травма и трансформация - психолог о том, почему тяжёлые переживания могут радикально нас изменить.Изображение: unsplash.com

За последние 15 лет, как психолог, Стив Тейлор (Steve Taylor), старший преподаватель психологии в Городском университете Лидса, исследовал особенно драматическую форму посттравматического роста, которую он называет «трансформацией через потрясения». Иногда такое случается с солдатами на поле боя, с заключёнными лагерей для военнопленных, которые находятся на грани голодной смерти, или с людьми, которые пережили периоды тяжёлой зависимости, депрессии, тяжёлой утраты или болезни.

Люди сообщают, что чувствуют себя так, как будто они обрели новую личность. Они переходят к гораздо более интенсивному и обширному осознанию с сильным чувством благополучия. Окружающий мир кажется им более реальным и красивым. Они чувствуют себя более связанными с другими людьми и с природой.

«Пробуждение»

В своей новой книге «Extraordinary Awakenings» («Чрезвычайное пробуждение») Тейлор делится некоторыми из этих случаев и исследует, чему мы можем научиться в результате этих преобразований и как мы можем применить это к нашему личностному развитию.

Возьмём, к примеру, историю Адриана (Adrian), который претерпел трансформацию в тюрьме в Африке. Его заперли в крошечной камере, где он находился на протяжении 23 часов в сутки, не имея ни малейшего представления о том, когда его могут освободить. В течение бесконечных часов заключения он начал размышлять о своей жизни и отпускать прошлое и любое чувство неудачи или разочарования.

В камере у него была небольшая статуэтка Будды, которую он подобрал во время своих путешествий по Азии. Во время своего рода спонтанной практики медитации он начал надолго сосредотачивать своё внимание на статуэтке. В течение следующих нескольких недель Адриан начал чувствовать себя спокойнее, пока не испытал внезапный сдвиг:

«Это было похоже на щелчок переключателя … Это было полное чувство освобождения и принятия всего, что должно было случиться. Это было освобождение от чувства вины, беспокойства, гнева и эго. В течение трёх дней я находился в состоянии, которое лучше всего можно описать как благодать. После этого чувство утихло, но оно осталось во мне.»

Женщина по имени Ив (Eve) пережила похожий опыт. После 29 лет зависимости она почувствовала себя физически и эмоционально сломленной и попыталась покончить жизнь самоубийством. Она выжила, но эта встреча со смертью вызвала сдвиг, после которого она уже не хотела выпивать. Ив стала себя чувствовать совершенно иначе: «Я смотрела на себя в зеркало и понятия не имела, кто я такая», — рассказала она Тейлору.

Несмотря на то, что поначалу она была немного сбита с толку своей трансформацией, Ив почувствовала себя куда более свободной, у неё появилось повышенное осознание и возросшее чувство благодарности и связи. Она никогда больше не испытывала желания пить и вот уже 10 лет как трезва.

Разрушение идентичности

Важно отметить, что в трансформации через смятение нет ничего религиозного. По сути, это психологический опыт, связанный с распадом/разрушением идентичности.

Тейлор предполагает, что это вызвано исчезновением психологических привязанностей, таких как надежды, мечты и амбиции, статус, социальные роли, убеждения и имущество. Эти привязанности поддерживают наше нормальное чувство идентичности. Поэтому, когда они растворяются, рушится наша идентичность. Обычно это болезненный опыт, но некоторым людям кажется, что он позволяет проявиться новой личности.

И его исследования показывают, что такие глубоко укоренившиеся и последовательные изменения, как правило, остаются на неопределённый срок. Это одна из причин, по которой учёный не верит, что это явление можно объяснить как самообман или диссоциацию — ментальный процесс отключения от своих мыслей, чувств, воспоминаний или чувства идентичности.

Трансформация через потрясения также раскрывает у людей огромный потенциал и глубокую жизнестойкость, о которых мы обычно не подозреваем, пока не столкнёмся с проблемами и кризисами. Таким образом, по сути, в процессе разрушения беспорядок и травмы нас также могут пробудить.

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо