Почему противоположные стороны на игральных костях всегда в сумме дают семь?

Почему противоположные стороны на игральных костях всегда в сумме дают 7?

1 мин


Это одно из тех скрытых на виду правил жизни: противоположные грани стандартных игральных костей всегда в сумме составляют 7. Шесть противоположна единице, пять — двойке, три — четверке. Так уж устроено. Но задумывались ли вы почему?

Так было не всегда. В позднем Средневековье кости часто изготавливались так, что противоположные стороны имели последовательные значения — один был противоположен двум, три — четырем, а пять — шести. В Древнем Шумере и Египте расположение точек на гранях было практически случайным. Однако со временем сложилась именно эта «семерочная» конфигурация, которой мы пользуемся сегодня.

Почему противоположные стороны на игральных костях всегда в сумме дают семь?
Интересный факт: это западные игральные кости. Как определить? В Азии единица и шестерка поменяны местами. В стандартных западных игральных костях единица и шестерка расположены напротив друг друга, и единица традиционно изображается одной центральной точкой. Однако в азиатской традиции их местоположение меняется, сохраняя ту же сумму противоположных граней равной семи. Этот отличительный элемент дизайна отражает культурные различия и показывает, что даже в таких, казалось бы, универсальных предметах, как игральные кости, может быть скрыта уникальная региональная история и традиции. Изображение: tassel78/Shutterstock

Если задать этот вопрос популярной поисковой системе, можно найти объяснения, что такое расположение чисел позволяет равномерно распределить значения и делает броски максимально случайными. Однако с математической точки зрения это не совсем так. Вероятность выпадения любого числа на кубике составляет одну шестую, и порядок расположения значений на гранях никак на это не влияет.

Тем не менее, если говорить о математике, стандартная конфигурация с суммой в семь имеет одно преимущество: в условиях массового производства небольшие ошибки в размерах костей не повлияют на ожидаемое значение, то есть на среднее значение результата броска.

Этот факт действительно интересен с точки зрения вероятности, но является ли он причиной выбора такой системы? Скорее всего, нет. Это важно, если вы собираетесь анализировать результаты 10 тысяч бросков, но для обычной игры с друзьями гораздо важнее, что шестерка порой кажется невозможной.

Кроме того, данное расположение чисел появилось очень давно — тысячи лет назад.

«Первые кубические кости с канонической системой нумерации появились в Египетском Новом царстве, в XVI веке до н.э.», — написал в 2018 году остеоархеолог Ханс Кристиан Кюхельман (Hans Christian Küchelmann).

«Греки заимствовали её в I тысячелетии до н.э.», — отметил он, и эта традиция «строго соблюдалась в греческой и римской культурах».

Это было задолго до появления понятий вроде вероятности или учета производственных дефектов, поэтому маловероятно, что греки выбрали схему с суммой в семь именно по этой причине. Даже более примитивные «кости», найденные исследователями, — изготовленные из костей животных и имеющие весьма нерегулярные вероятности выпадения, — не поддерживают эту теорию.

Остаётся … эстетическое предпочтение.

«Расположение с суммой в семь — единственная возможность симметрично распределить числа от 1 до 6 попарно. Любая другая схема приведет к различным суммам противоположных сторон, — пояснил Кюхельман. — Кроме того, семь — это простое число, что придает ему особую математическую значимость.»

Нам это может показаться несущественным, но греки придавали таким вещам большое значение.

«Если в современных играх на костях самая редкая комбинация является самой ценной, то в античные времена наибольшую ценность имела самая гармоничная комбинация, — написал Кюхельман. — Возможно, это относится и к системе нумерации.»

Какова бы ни была изначальная причина такого расположения чисел, очевидно одно: она стала чрезвычайно популярной. К концу Средневековья появились даже законы, запрещающие изготовление костей с иной конфигурацией — возможно, поэтому она стала настолько универсальной.

Иными словами, причина, по которой противоположные грани игральных костей в сумме дают семь, заключается в том, что «так было всегда».

Как подытожил Кюхельман:

«Неизвестный человек еще в античной Греции создал канонический дизайн игральных костей, это стало правилом и традицией, [и] нарушение [его] было бы расценено как нарушение самой сути игры.»


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

Включить уведомления Да Спасибо, не надо