>>>Работа! Продавайте контент на сайте Vinegret! Узнай как!<<< ||| >>>Хочешь иметь свою мобильную версию сайта в Play Market? Узнай как!<<<
По какой причине так много римских статуй остались без голов?

По какой причине так много римских статуй остались без голов?

2 мин


Когда музей выставляет произведение искусства, он обычно старается показать его целиком. Редко можно увидеть картину с отсутствующей половиной холста или распустившийся с одной стороны гобелен. Но когда речь идёт о древнеримских статуях, небольшие повреждения – почти норма. Прогуляйтесь по любому музею классического искусства, и вы наверняка увидите отбитые носы, отломанные пальцы и множество обезглавленных фигур.

Так почему же так много римских статуй без голов? Чтобы ответить на этот вопрос, требуется немного «археологической работы в стиле CSI», сказала Рэйчел Кауссер (Rachel Kousser), профессор классики и истории искусства в Бруклинском колледже и Городском университете Нью-Йорка.

По какой причине так много римских статуй остались без голов?
Когда статуи переживают тысячи лет, незначительные повреждения вполне ожидаемы. Но почему так часто римские статуи остаются без голов? Изображение: DEA/A. DAGLI ORT via Getty Images

«Вы стараетесь рассмотреть контекст скульптуры, анализируете саму линию разлома, — объяснила она. — Вы размышляете о узорах, которые видели в других скульптурах.»

И хотя часто невозможно точно установить, как именно статуя потеряла голову, такие улики позволили археологам выделить несколько распространённых причин.

Древние обезглавливания

По словам Кауссер, первая и самая обычная причина, по которой многие статуи остаются без головы, заключается в том, что шея является естественным слабым местом на человеческом теле. Когда статуя падает после многих лет экспонирования, перевозится по миру или передаётся от одного владельца к другому, шея обычно является первым местом, в котором происходит перелом.

Однако не всегда головы ломались случайным образом; иногда римляне намеренно разбивали свои собственные статуи. В процессе, называемом «damnatio memoriae» («проклятие памяти»), Римский Сенат мог проголосовать за осуждение памяти особенно нелюбимого императора после его смерти. Если голосование проходило успешно, Сенат стирал имя императора из записей, конфисковывал его имущество и уродовал его портреты и статуи. По словам Кауссер, печально известный император Нерон был одним из таких примеров, и многие его портреты были повреждены или переделаны.

По какой причине так много римских статуй остались без голов?
Пример съемной головы статуи (слева) и отломанной головы (справа). Изображение: Public domain, digital image courtesy of Getty’s Open Content Program

Более того, римские скульпторы иногда специально создавали свои статуи со съёмными головами, которые могли «сниматься» в районе шеи. По словам Кеннета Лапатина (Kenneth Lapatin), куратора антиквариата в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, такая конструкция позволяла использовать разные материалы для тела и лица, задействовать разных скульпторов для работы над одной статуей, а также заменять голову по мере необходимости в будущем.

Эти статуи легко узнаваемы, поскольку на их туловищах имеется отверстие, куда скульптор мог вставить шею, а голова имеет гладко вырезанный край там, где заканчивается шея, а не неровный излом.

Современные обезглавливания

Кеннет Лапатин отметил, что в редких случаях головы статуй были удалены в современное время. Римские скульптуры на рынке антиквариата стоят больших денег, и нечестные дилеры искусства выяснили, что могут зарабатывать больше, продавая два артефакта вместо одного — поэтому они сами обезглавливали статуи.

По какой причине так много римских статуй остались без голов?
Голова статуи женщины в драпировке была возвращена на своё место после того, как была отсечена в XX веке, вероятно, недобросовестным торговцем произведениями искусства. Изображение: Public domain, digital image courtesy of Getty’s Open Content Program

Статуя женщины в драпировке в музее Гетти является одним из таких примеров. К тому времени, когда музей приобрёл эту 7-футовую (2,1 метра) статую в 1972 году, от неё осталась только часть тела — но архивные фотографии показывали, что у скульптуры в действительности была ещё и голова, по крайней мере до 1930-х годов.

Когда старший куратор музея заметил, что один антикварный дилер продаёт голову, которая подозрительно напоминала ту, что ранее принадлежала этой сломанной статуе, стало очевидно, что кто-то в течение XX века их разделил.

«Мы не знаем всех деталей, но похоже, что тот, кто провёл эту операцию, решил, что сможет выгоднее продать обезглавленную статую отдельно, а голову — отдельно», — сказал Лапатин, который не участвовал непосредственно в покупке или реставрации статуи.

И хотя небрежное «отсечение» и «сверление» на шее затруднили соединение головы и тела, реставраторам всё же удалось в итоге вернуть голову на место, что стало редким случаем воссоединения древней статуи с её головой.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

Включить уведомления Да Спасибо, не надо