Палеоарабская надпись на камне была сделана сподвижником Пророка Мухаммеда до его обращения в веру.

Палеоарабская надпись на камне была сделана сподвижником Пророка Мухаммеда до его обращения в веру.

2 мин


Новое исследование показало, что палеоарабская надпись на валуне возле заброшенной мечети в Саудовской Аравии, возможно, была вырезана Ханзалой бин Аби Амиром (Ḥanẓalah bin Abī ʿĀmir), сподвижником исламского пророка Мухаммеда.

И хотя известны многие надписи ранних дней ислама, их авторство остаётся неподтвержденным, за исключением одной в районе Аль-Баха в Саудовской Аравии, которую можно с уверенностью приписать сподвижнику Мухаммеда, который позже стал губернатором Мекки. Надпись, которую исследователи проанализировали в новом исследовании, опубликованном в апрельском номере Journal of Near Eastern Studies, является лишь второй подтверждённой надписью, приписывание которой связано с Мухаммедом. В отличие от предыдущего текста, этот был вырезан в начале седьмого века, до того как ислам стал доминировать в Аравии, что сделало его важным свидетельством доисламского Хиджаза (региона, где расположена Мекка) и религиозного происхождения читателей Корана.

Палеоарабская надпись на камне была сделана сподвижником Пророка Мухаммеда до его обращения в веру.
Валун с двумя палеоарабскими надписями. Верхняя надпись, вероятно, была вырезана Ханpалой бин Аби Амиром, сподвижником Мухаммеда. Изображение: Taif-Mecca Epigraphic Survey Project, King Faisal Center for Research and Islamic Studies, directed by Ahmad Al-Jallad and Hythem Sidky

Однако не все до конца уверены в личности авторов.

По словам исследователей, эта находка проливает свет на ранние дни ислама.

«Вопреки широко распространённому мнению, что ислам зародился в полном свете истории, мы мало что знаем о возникновении ислама из современных источников, — рассказал Live Science Ахмад Аль-Джаллад (Ahmad Al-Jallad), профессор арабистики в Университете штата Огайо и соавтор исследования. — Этот период времени окутан тайной. Эти надписи обеспечивают поддающуюся проверке основу для написания основанной на фактах истории этого периода.»

Юсеф Билин (Yusef Bilin), турецкий каллиграф, посетивший древнюю мечеть в городе Таиф, которая, как полагают, была построена Али ибн Аби Талибом (Alī b. Abī Ṭālib), четвёртым халифом ислама, заметил две надписи на выдающемся валуне примерно в 100 метрах от мечети. В 2021 году он сообщил об этом авторам исследования. Надписи были написаны палеоарабским письмом, которое описывает позднюю доисламскую фазу арабского алфавита. Авторы верхней и нижней надписей назвали себя Ханзалой (Ḥanẓalah), сыном Абд-Амр-ва (ʿAbd-ʿAmr-w), и Абд аль-Уззе (Abd al-ʿUzzē), сыном Суфьяна (Sufyān).

Текст переводится следующим образом: «Во имя Твое, наш Господь, я Ханзала [сын] Абд-Амр-ва, призываю (тебя) быть благочестивыми по отношению к Богу» и «Во имя Твое, наш Господь, я Абд аль- «Уззе, сын Суфьяна, призываю (тебя) быть благочестивым по отношению к Богу».

Авторы изучили традиционные мусульманские биографии Мухаммеда и генеалогические записи арабов и обнаружили, что сочетание этих имён встречается крайне редко. Один человек по имени Ханзала, чьим отцом был Абд-Амр, соответствовал всем требованиям. Этот человек принадлежал к племени Аус, проживающему в Ятрибе (ныне известном как Медина), и занимает видное место как сподвижник Мухаммеда в ранней исламской литературе.

Использование палеоарабского языка позволяет легко отнести эти надписи к концу шестого или началу седьмого века и точно соответствует хронологии Ханзалы, спутника, погибшего в битве при Ухуде в 625 году нашей эры. Имя второго человека, Абд аль- «Уззе» относится к арабской языческой богине аль-Уззе, что ещё раз подтверждает идею о том, что надписи были сделаны людьми, которые не были последователями Мухаммеда — или, по крайней мере, ещё не были.

Эти наблюдения привели исследователей к выводу, что Ханзала, скорее всего, тот же человек, который связан с Мухаммедом, и что он запечатлел эти слова во время путешествия через Таиф, возможно, с кем-то по имени Абд аль-Уззе, прежде чем принять ислам.

«Совершенно немыслимо, чтобы эта надпись была сделана после того, как Мухаммед начал своё служение, потому что люди в Таифе были к нему крайне враждебны, и маловероятно, что кто-то из его последователей пошёл туда и оставил эту надпись», — рассказал Live Science соавтор исследования Хайтем Сидки (Hythem Sidky), исполнительный директор директор Международной ассоциации изучения Корана в Вашингтоне, округ Колумбия.

Аль-Джаллад добавил, что патина надписи и узоры выветривания указывают на то, что она находилась там долгое время, что исключает возможность современной подделки.

«Эта статья представляет собой очень впечатляющую научную работу, — рассказал Live Science по электронной почте Джеймс Монтгомери (James Montgomery), профессор арабских и ближневосточных исследований в Кембриджском университете, который не участвовал в исследовании. — Она осторожна, дотошна и осмотрительна в использовании доказательств, при этом каждое утверждение должным образом обосновано ссылкой на все соответствующие и доступные доказательства.»

И хотя Монтгомери считает, что идентификация, скорее всего, точна, он остаётся агностиком в отношении утверждения о том, что Ханзала, упомянутый в надписи, является тем же, что и в исламской традиции.

«Я хотел бы воздержаться от суждений до тех пор, пока у нас не будет ещё двух надписей, которые также удовлетворяют строгим критериям датировки, которые используют авторы», — сказал он.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

Включить уведомления Да Спасибо, не надо