Для некоторых смерть может стать разумным карьерным шагом. Насколько же этот ход в итоге окажется разумным, во многом зависит от того, кто вы и как вы умрёте. Приближаясь к 60-й годовщине смерти Мэрилин Монро, мы можем извлечь несколько уроков об искусстве и последствиях смерти крупной публичной личности.

Как и в случае с любой иконой, бренд Мэрилин Монро намного превосходит Мэрилин Монро как личность и тем более Норму Джин Мортенсон, кем она была до 1946 года. На странице Википедии «Мэрилин Монро в популярной культуре» есть записи почти за каждый год с момента её смерти, описывающие посмертную карьеру, которая распространилась на большинство медиа-форм.

Мэрилин Монро: почему спустя 60 лет после смерти этой эффектной женщины мы все ещё ею одержимы?Изображение: Collection Christophel/Alamy

На поп-диву середины 20-го века ссылались в рекламе сыра, автомобилей и виски, а также в нескольких музыкальных клипах. Она дала своё имя христианской металкор-группе, коллекции украшений и паре небоскрёбов в Онтарио. Она является предметом бесчисленных произведений изобразительного искусства, включая карикатуры, коллажи и цифровые принты.

Её визуальный образ был постоянной темой для художников, в частности, Энди Уорхола, который создал несколько произведений, используя изображения её лица, и который передал Мэрилин фотографу Кристоферу Макосу. В свою очередь, изображения Уорхола стали пробным камнем для последующих артефактов, включая пластиковую фигурку высотой 70 см, изготовленную на заказ обувь Nike Warhol/Monroe AirMax и репродукцию Lego из 3000 деталей.

А недавно она стала героем нового биографического фильма Netflix «Блондинка» стоимостью 22 миллиона долларов США с Анной де Армас в главной роли, основанного на вымышленном рассказе Джойс Кэрол Оутс о её жизни, опубликованном в 2000 году. Но почему это увлечение сохраняется столько десятилетий после её смерти?

Идеальный шторм

Монро прославилась как «секс-бомба», гламурная модель в стиле пин-ап и голливудская актриса/певица, которая была излюбленным объектом внимания ненасытных мужских взглядов середины века. Но она ни в коем случае не была первой, пойдя по стопам Мэй Уэст и Джин Харлоу на высоких каблуках. Да и последней она точно не стала: ведь на ней последовали Анита Экберг, Джейн Мэнсфилд, Ким Новак и Дорис Дэй. Так что же возвышает Монро над простой знаменитостью до статуса иконы?

Ещё при жизни Монро считалась одной из самых прибыльных звёзд того времени, которая, по сути, гарантированно привлекала аудиторию на любое мероприятие. Известно, что она использовала свою собственную привлекательность, чтобы помочь продвинуть карьеру Эллы Фицджеральд, подкупив упрямых владельцев джаз-клуба Mocambo, чтобы они рискнули и предоставили площадку одарённой чернокожей певице.

Монро добилась такой популярности благодаря идеальному сочетанию биографии и культурного контекста, потенциалу, который ей удалось использовать с помощью проницательного и грамотного управления имиджем.

Действительно, именно радикальное переосмысление её образа помогает объяснить её привлекательность. Превратившись из Нормы Джин в Мэрилин, из брюнетки, живущей по соседству, в ослепительную блондинку и из заики в красноречивую обольстительницу, она также превратилась из жертвы в агента спецслужб.

Норма Джин росла в приёмных семьях и приютах, за эти годы она подвергалась сексуальным домогательствам, а её мать была госпитализирована с параноидальной шизофренией. Став же Мэрилин Монро, она лично взяла под контроль свой бренд, использовала свою сексуальную привлекательность для построения карьеры и основала собственную продюсерскую компанию – редкость для женщины того времени.

Такая трансформация является одной из классических отличительных черт таких икон, как Элвис Пресли, Мария Каллас, Арета Франклин и Долли Партон. Для Монро, как и для ряда других популярных лючностей, способность преодолевать невзгоды была гуманизирующей и вдохновляющей.

Мэрилин Монро: почему спустя 60 лет после смерти этой эффектной женщины мы все ещё ею одержимы?
Знаменитая работа Мэрилин Энди Уорхола. Изображение: Patti McConville/Alamy

Символ и любимица Америки

Особенный образ, который она создала, также имел значение, поскольку её белокурые волосы были поразительным подтверждением американскости в то время, когда американская идентичность сама по себе яростно защищалась.

Пик популярности Монро совпал с активизацией движения за гражданские права в США, с историческим решением 1954 года Брауна против Совета по образованию (которое постановило, что сегрегация чёрных и белых детей в школах является неконституционной), за которым вскоре последовал знаменитый отказ Розы Паркс уступить своё место в автобусе в 1955 году.

Жестокое линчевание Эммета Тилла в том же году, и особенно настойчивое требование его матери открыть гроб, ещё больше привлекли внимание общественности к проблемам гражданских прав. В таком контексте белизна Монро, по всей вероятности, была однозначно американской, утешая тех, кто сопротивлялся продвижению расового равенства.

Другим великим театром военных действий за идентичность была холодная война, когда Монро олицетворяла торжество всего, что, согласно американскому повествованию, Советы хотели уничтожить. Страстное массовое потребление Мэрилин стало символом золотого века капитализма, порождённого послевоенным экономическим бумом.

Значение вещания росло по мере того, как росло количество владельцев телевизионных каналов. Индустрия быстрого питания процветала с ростом франчайзинга. А в 1959 году компания Mattel выпустила куклу Барби, воплощение массового производства и идеализированной женственности, по сути, это была Мэрилин в пластиковой форме за 3 доллара США. Монро олицетворяла всё беззаботное и приятное в западной поп-культуре, всё, что нуждалось в защите от наступления коммунизма.

Смерть иконы

В конечном счёте, возможно, именно обстоятельства её смерти в возрасте всего 36 лет обеспечили Монро место в пантеоне икон 20-го века. Неожиданный и несвоевременный характер её смерти имеет решающее значение, а это означает, что её слава работает иначе, чем, скажем, слава Ареты Франклин, Долли Партон или Мадонны (последние две всё ещё живы, но явно пребывают в состоянии постменопаузы, уж простите нас за столь грубое сравнение).

Важно отметить, что это была трагическая смерть, которая говорила о внутренних демонах, а не о смерти, вызванной «действием Бога». Таким образом, история Монро совпадает с историей Эми Уайнхаус, Джуди Гарланд и Уитни Хьюстон, а не с Пэтси Клайн (авиакатастрофа), Джин Харлоу (почечная недостаточность) или Джейн Мэнсфилд (автокатастрофа). Потому что если и есть что-то более привлекательное, чем история о превращении из грязи в князи, так это ошеломляющая утеха, которую можно найти в истории о том, как богатство превратилось в руины.

Возможно, именно то, как обстоятельства её жизни переплелись с обстоятельствами её смерти, и заставляет нас постоянно возвращаться к Монро. Из-за своего сексуального самовыражения на неё претендовала как вторая волна феминизма (как поучительная история), так и его третья волна (как девушка с плаката за телесное самоопределение).

Мэрилин Монро: почему спустя 60 лет после смерти этой эффектной женщины мы все ещё ею одержимы?Изображение: Entertainment Pictures/Alamy

Ненасытное медиа-потребление Монро в жизни было реконфигурировано как история о том, как её пожирает публика, подобно тому, что годы спустя пережила Принцесса Диана. А одержимость в эпоху Маккарти раскрытием секретов, конечно же, отразилась в переполненных вопросительными знаками заголовках газет и журналов, сообщающих о её смерти, вызывая всевозможные неопровержимые теории заговора, которые то и дело стали возникать на фоне этого трагического события.

Мэрилин Монро, возможно, и умерла в 1962 году, но в тот же момент родилась легенда. И хотя её жизнь заложила основу для легендарного статуса, именно её смерть катапультировала её в культовое бессмертие.

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо