В начале 1600-х годов правители Японии очень опасались распространения христианства, которое совсем не так давно было принесено в южные районы страны европейскими миссионерами. В ответ на это в 1603 году они фактически изолировали острова от внешнего мира, причём японцам не разрешалось покидать их, а очень немногим иностранцам разрешалось на них въезжать. Этот период в Японии стал известен как период Эдо, и границы оставались закрытыми почти три столетия, вплоть до 1868 года.
Это позволило уникальной культуре, обычаям и образу жизни страны развиваться в практически полной изоляции, многое из чего было зафиксировано в формах искусства, которые сохранились до наших дней, — таких как поэзия хайку или театр кабуки. Это также означало, что японцы, живущие в условиях системы жёстких торговых ограничений, должны были полностью полагаться на материалы, уже имеющиеся в стране, что создало процветающую экономику повторного использования и переработки. Фактически, Япония была самодостаточной в отношении ресурсов, энергии и продовольствия и поддерживала численность населения до 30 миллионов человек — и всё это без использования ископаемого топлива или химических удобрений.
Люди периода Эдо жили в соответствии с тем, что сейчас известно как «slow life» («медленная жизнь», или «медленный образ жизни»), устойчивый набор практик образа жизни, основанный на том, чтобы тратить/потреблять как можно меньше. Даже свет не пропадал даром — повседневная деятельность начиналась с восходом солнца и заканчивалась на закате.
Одежду чинили и использовали много раз, пока она не превращалась в лохмотья. Человеческий пепел и экскременты повторно использовались в качестве удобрений, что привело к процветанию бизнеса торговцев, которые ходили от дома к дому, собирая эти драгоценные вещества для продажи фермерам. Это вполне можно назвать ранней экономикой замкнутого цикла.
Ещё одной характеристикой медленной жизни было использование сезонного времени, это означало, что способы измерения времени менялись вместе с сезонами. В досовременном Китае и Японии 12 знаков зодиака (известных по-японски как дзюни-шики) использовались для разделения дня на 12 частей продолжительностью около двух часов каждая. Длина этих участков варьировалась в зависимости от изменения времени восхода и захода солнца.
В период Эдо аналогичная система использовалась для разделения времени между восходом и заходом солнца на 6 частей. В результате «час» сильно отличался в зависимости от того, измерялся ли он летом, зимой, ночью или днём. Идея регулирования жизни неизменными единицами времени, такими как минуты и секунды, просто не существовала.
Вместо этого жившие в период Эдо люди, у которых не было часов, судили о времени по звону колоколов, установленных в замках и храмах. Позволение миру природы диктовать жизнь таким образом привело к чувствительности к временам года и их обильным природным богатствам, что в итоге помогло японцам развить экологически чистый набор культурных ценностей.
Взаимодействие с природой
Начиная с середины периода Эдо, сельские отрасли промышленности, в том числе производство хлопчатобумажных тканей и масла, разведение шелкопряда, изготовление бумаги, а также производство саке и пасты мисо, начали процветать. Люди устраивали сезонные фестивали с богатым и разнообразным ассортиментом местных продуктов, желая плодородия во время цветения сакуры и отмечая осенние урожаи.
Эта уникальная, экологически чистая социальная система возникла отчасти из-за необходимости, но также и благодаря глубокому культурному опыту жизни в тесной гармонии с природой. И, похоже, подобную практику следует вернуть в современную эпоху, чтобы достичь более устойчивой (экологичной) культуры, и есть некоторые современные мероприятия, которые могут в этом помочь.
Например, дзадзэн, или «сидячая медитация», — это практика из буддизма, которая может помочь людям создать пространство тишины и покоя, чтобы в полной мере ощутить природу и своё окружение. В наши дни целый ряд городских храмов предлагают сеансы дзадзэн.
Изображение: Unsplash/@sagefriedman
Второй пример — «лесное купание» (или «купание в лесу») — термин, введённый генеральным директором японского агентства лесного хозяйства в 1982 году. Существует множество различных стилей лесного купания, но наиболее популярная форма предполагает проведение времени подальше от всевозможных дисплеев, во время которого человек максимально погружается в тишину леса. Подобные мероприятия могут помочь развить понимание ритмов природы, что, в свою очередь, может привести нас к более устойчивому образу жизни, который могли бы по достоинству оценить те, кто жил в период Эдо.
В эпоху, когда потребность в более устойчивом образе жизни стала глобальной проблемой, мы должны уважать мудрость людей Эдо, которые жили со временем, которое менялось в зависимости от времени года, которые ценили материалы и использовали мудрость повторного использования как само собой разумеющееся, и которые на протяжении многих лет реализовывали образ жизни, ориентированный на переработку. Изучив более детально их образ жизни, мы могли бы получить эффективные рекомендации на будущее.