Фильмы с сильным экологически ориентированным повествованием могут трансформировать наше мышление и связать нас с природой так, как этого не могут сделать научные статьи. Например, Studio Ghibli, известная японская киностудия, соучредителем которой является аниматор Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), создаёт сложные визуальные истории об отношениях человека и природы, выходящие за рамки культурных или возрастных барьеров. Ключевой посыл работ Миядзаки заключается в том, что мы должны уважать природу, иначе мы просто столкнёмся с собственной гибелью.

Фильмы Миядзаки предлагают зрителям на время убежать в фантастические миры, которые здорово перекликаются с проблемами современности, демонстрируя, что можно изобразить сложные экологические проблемы с помощью анимации таким образом, чтобы сохранить основную привлекательность самой истории.

Как фильмы Studio Ghibli могут помочь нам заново открыть для себя детское чудо нашей связи с природой.Изображение: Kyle Duhamel/Flickr, CC BY-SA

Специалист по охране природы и большая поклонница Studio Ghibli Юань Пан (Yuan Pan), преподаватель экологического менеджмента в Университете Рединга, проанализировала темы окружающей среды в трёх самых известных фильмах студии: «Навсикая из Долины ветров» (1984), «Мой сосед Тоторо» (1988) и «Принцесса Мононоке» (1997).

Навсикая

Фильм Навсикая, выпущенный по специальной рекомендации Всемирного фонда дикой природы, рассказывает историю апокалиптического события, нанесшего ущерб глобальным экосистемам. Выжившие люди должны сосуществовать рядом с Токсичными джунглями, опасным ландшафтом, наполненным спорами ядовитых грибов. Большинство людей боятся Токсичных джунглей и стремятся их уничтожить. Но чего они не понимают, так это того, что это очищает окружающую среду в их же интересах.

Миядзаки разработал фильм, чтобы отобразить наше общество, где, по прогнозам, приоритет краткосрочного материалистического роста над долгосрочной экологической устойчивостью приведёт к краху. Фильм напоминает нам, что война с природой в конечном итоге заканчивается нашей гибелью. Чтобы создать устойчивое (экологичное) будущее, мы должны работать с природой, а не против неё.

Мой сосед Тоторо

В «Мой сосед Тоторо» пара молодых сестёр вместе со своим отцом переезжают в загородный дом, пока мать девочек находится в больнице. Сёстры исследуют свой новый дом и окружающий лес, заводя дружбу с большим лесным духом по имени Тоторо.

Как фильмы Studio Ghibli могут помочь нам заново открыть для себя детское чудо нашей связи с природой.Изображение: Yuan Pan

Во время локдауна в Великобритании, как пишет Юань Пан, местные зелёные насаждения стали убежищем, поддерживающим её психическое здоровье и напоминающим о её внутренней связи с природой и другими людьми. Когда женщина увидела, что дети проводят больше времени, играя на траве или лазая по деревьям, она поняла всю важность неструктурированных игр на природе. И действительно, всё больше исследований показывают, что взаимодействие детей с миром природы имеет неоценимое значение для их благополучия.

В фильме Миядзаки юные сёстры подружились с Тоторо, исследуют окружающее их пространство и обнаруживают свою близость к тому, что их окружает. Тоторо изображается как тёплая и заботливая мать, олицетворяющая и поощряющая целительные эффекты общения с природой, которые хорошо задокументированы в исследованиях и культуре.

Принцесса Мононоке

Действие «Принцессы Мононоке» происходит в Японии 14-го века, мире, где постоянная битва между людьми и лесными ками (духами) приводит к жертвам с обеих сторон. В синтоизме, традиционной японской религии, ками — часть природы, при этом они далеко не являются мягкосердечными существами. Ведь когда люди отказываются уважать окружающую среду, они в состоянии пойти на месть.

Самый могущественный ками в фильме — Лесной Бог (Шишигами), который не является ни добром, ни злом, но представляет собой чистую силу природы. Днём Шишигами выглядит как олень. Ночью он превращается в жуткого Ночного Ходока. Эта трансформация представляет собой двойственность природы как носителя жизни и смерти, перекликаясь с тем, что мир природы обладает способностью как поддерживать, так и уничтожать человечество.

Как фильмы Studio Ghibli могут помочь нам заново открыть для себя детское чудо нашей связи с природой.Изображение: Yuan Pan

Точно так же антагонист фильма, госпожа Эбоси, на самом деле не является явным злодеем. И хотя она хочет вырубить лес, чтобы прокормить железные рудники, она также добрый и щедрый лидер Железного города, предоставляющий убежище социальным изгоям и поддерживающий гендерное равенство. Тем не менее, несмотря на её желание построить лучшее общество, её действия, какими бы благонамеренными они ни были, уничтожат лес и дома ками.

Эта ситуация представляет собой микрокосм текущих проблем экологической справедливости во всём мире, где бедные и маргинализированные группы, включая коренное население и женщин, страдают из-за действий богатых. В частности, хотя богатые страны вносят наибольший вклад в изменение климата, именно более бедные страны должны нести наибольшее бремя, связанное с климатом.

Нас, зрителей «Принцессы Мононоке», призывают выйти за пределы дихотомии «мы против них», мышления, которое позволяет группам с большей властью дистанцироваться от тех, кто её не имеет, или даже полностью их дегуманизировать. Работы Миядзаки — это урок поиска внутренних общих черт — того, что нас связывает, а не разъединяет — и использования их для создания более справедливых, более равноправных обществ, живущих в гармонии с природой.

Правописание уведомления вебмастера


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Комментарии

- комментариев

EnglishРусскийУкраїнська
Включить уведомления Да Спасибо, не надо